Его сын Тарас рассказал "Газете по-киевски", кто был координатором аварии, убившей отца
"Если буду живой – расскажу тебе все"
– пообещал генерал Кравченко Тарасу Чорновилу в 2005 году, за четыре
дня до своей смерти. Речь шла об аварии, погубившей Вячеслава Чорновила
10 лет назад.
Десять лет –
слишком маленький срок в Украине для расследования загадочного дела с
тройным дном. Кто отдал приказ о ликвидации политика? Чье указание
заставило водителя разворачивать машину в неположенном месте? Почему
никто из заказчиков и исполнителей не попал на скамью подсудимых?
Ответ один на все вопросы – ведется следствие. Киевляне же помнят, что
больше людей, чем на похоронах Чорновила, у нас только на Майдане
собиралось несколько лет спустя. А еще помнят, как в надгробных речах
вчерашние соратники умудрялись полить грязью друг друга и обвинить в
расколе великого РУХа. Ничего с тех пор не изменилось, нет никаких
предпосылок, что к очередной «круглой» дате в газетах будут писать о
судебных приговорах по делу об «идеальной аварии», а не о митингах,
шествиях и дежурной смене табличек с названиями улиц и проспектов.
Сын Вячеслава Чорновила – Тарас – человек с неоднозначной политической
биографией, рассказал «Газете по-киевски» о своем несостоявшемся
разговоре с генералом Кравченко и почему не верит бывшим соратникам
отца.
– Почему вас не было на мероприятиях, организованных соратниками Вячеслава Чорновила к 10-й годовщине смерти вашего отца?
– Я бы не называл этих людей соратниками – они умеют превратить
годовщину смерти в фарс. Одни при жизни отца организовывали раскол в
Рухе, другие продолжают пиариться на его смерти. Я два хода ходил на
эти мероприятия, но потом отказался – не приемлю массовых топтаний на
могиле отца. В день гибели езжу на кладбище, место гибели и в церковь.
– Изменилась ли за десять лет ваша оценка причин аварии?
– Несколько лет даже следователи, которые сейчас избегают публичного
оглашения результатов, заявляли: работают над версией умышленного
убийства. Но и то, что я узнал от следствия из собственных источников,
не оставляет сомнения – это политическое убийство, связанное с
президентскими выборами 1999 года.
Накануне трагедии Вячеслав Чорновил сделал несколько громких заявлений,
которые продемонстрировали, что разговоры о выдвижении Удовенко,
Костенко или какого-либо другого удобного власти кандидата – не
соответствуют действительности. Вячеслав Максимович однозначно дал
понять, что сам пойдет на выборы с очень жесткой программой, которая
ломала планы администрации президента по второму сроку для Кучмы путем
выхода во второй тур Петра Симоненко.
– Что указывает на заказной характер этой аварии?
– Например, присутствие в КамАЗе, кроме водителя Кудели и главного
инженера Чернецкого, третьего человека – рабочего КСП Ивана Шолома – он
непосредственно координировал операцию.
– А какие есть основания считать его главным?
– У этого типа очень интересная биография. Нет достоверных данных о его
предыдущих работах или учебе – и вдруг Шолом попадает в охрану на
Ривненскую АЭС. С белыми пятнами в биографии он мог попасть на режимный
объект только с благословения спецслужб. А потом бросает сытую работу и
переезжает в глухое село Днепропетровской области, где фактически живет
на правах бомжа – без дома и работы. Еще через месяц он оказывается
рабочим КСП и в том КамАЗе, который преградил путь машине Черновола...
Через некоторое время Шолом уехал на Волынь, где якобы начал
рассказывать о том, что же тогда произошло. Его заставили замолчать –
по официальной версии, 42-летний здоровый мужчина скончался от
инфаркта, но этот вывод сделали даже без проведения экспертизы.
– Говорят, когда он умирал, изо рта шла пена...
– Отравление официально подтвердилось позже. Несколько лет спустя тело
Шолома эксгумировали и провели экспертизу, которая не оставила сомнений
– концентрация яда могла убить не одну сотню человек. О каком инфаркте
можно говорить?!
– Общались ли вы когда-то с водителем КамАЗа Куделей? Он признавал свою вину?
– Не общался. Куделя – запуганный человек, которого использовали
втемную под шантажом. На нем до происшествия висело уголовное дело,
которое сразу после аварии закрыли. После смерти Шолома он вряд ли
будет говорить. А третий человек, который сидел в машине – главный
инженер КСП Чернецкий – был настолько пьян, что даже не проснулся во
время аварии...
– А что можете сказать по организаторам?
– По моим данным, аварию организовали в МВД при участии генерала Фере –
он заведовал в МВД подразделением, которое занималось слежкой. Этот
генерал проходит и организатором по делу Гонгадзе. Фактически, и у дела
Гонгадзе, и у дела Чорновила – одни и те же организаторы в самых
высоких кабинетах. Министр Кравченко знал об операции, без его ведома
такое организовать было нельзя – но последнего решения он не принимал.
Уже в 2005-м Кравченко как-то встретил меня в кинотеатре «Зоряный» и
предложил поговорить, но у меня не было времени...
– Жалеете, что не поговорили?
– Что это теперь обсуждать – он ко мне подошел и сказал: если буду живой – расскажу тебе все. А через четыре дня его не стало.
– Как вы прокомментируете заявление Ярослава Кендзьора о том,
что после аварии Вячеслав Чорновил и его водитель были еще живы и их
добивали кастетами неизвестные?
– Пока следствие не подтверждает этой версии, и у меня есть большие
сомнения – ведь следом подъехала машина Геннадия Удовенко. Что касается
Кендзьора, то я бы не воспринимал его слова серьезно – тему Чорновила
этот человек поднимает, когда у него начинаются проблемы в РУХе. В деле
много других вопросов – например, почему не сработали подушки
безопасности? Когда в 2001 году мы добились возобновления следствия,
нам сказали, что машина отправлена в лом – следы преступления
уничтожили очень быстро.
Участники аварии: десять лет спустя
Напомним, 25 марта 1999 года лидеры НРУ Вячеслав Чорновил и Геннадий
Удовенко возвращались в Киев из рабочей поездки в Кировоград. Когда
машины подъезжали к Борисполю, на дороге перед «Тойотой», в которой
ехал Вячеслав Максимович, возник КамАЗ с прицепом. Водитель легковушки
Евгений Павлов затормозил слишком поздно. В результате оба погибли на
месте.
Дмитрий Понамарчук – пресс-секретарь Вячеслава Чорновила – спал на
заднем сидении той самой «Тойоты». После серьезных травм и последующего
длительного лечения отошел от политики. Сейчас работает президентом
Фонда свободных журналистов имени Чорновила. Интересный факт: крестным
младшего сына Понамарчука в 2006-м стал экс-генпрокурор – Святослав
Пискун.
Геннадий Удовенко – экс-министр иностранных дел, ехал в машине «Пежо»
следом за машиной Чорновила. Возглавлял Народный Рух до 2003-го. Выйдя
на пенсию, передал полномочия Борису Тарасюку.
Виктор Крамаренко – охранник Геннадия Удовенко, пассажир второй машины
«Пежо», который оружием выбивал окно в покореженной «Тойоте». Через
пару лет уволился из органов и устроился в частную охранную фирму.
Сейчас на пенсии.
Андрей Ницой – владелец «Пежо», на тот момент – руководитель аппарата
НРУ, сейчас занимается политическим консультированием. Как признался
Ницой «Газете по-киевски», два раза в год его вызывают в Генпрокуратуру
– в последний раз проверяли на детекторе лжи.
Валентин Стрелецкий – один из водителей Чорновила – был за рулем
«Пежо». После аварии сразу уволился и перешел работать водителем в
Нацбанк.
Владимир Куделя – водитель КамАЗа – выехал из Александрополя (в этом
пгт находится агрохозяйство «Луговское», отправившее злополучный КамАЗ
в рейс). Сейчас замкнуто живет в селе Губиниха Днепропетровской
области, каждую весну давая отпор журналистам.
Иван Шолом – тракторист, который, как предполагают, не случайно
оказался в кабине КамАЗа. Сразу выехал в Волынскую область, где в
2000-м скончался от сердечного приступа. В 2005-м его тело
эксгумировали, результаты экспертизы доказали – его смерть не случайна.
Виктор Чернецкий – «Если бы мы убили Чорновила – мы сейчас купались бы
в золоте и каждый имел по машине», – так оправдывал действия своего
друга Кудели главный инженер агрофирмы, пассажир КамАЗа. Сейчас
продолжает работать в агрохозяйстве «Луговское».
Источник: 24.ua