Вновь
вспыхнувшая в парламенте «спикериада» - это то яблоко раздора, которое
по своему весу и значению – яблоко №2. По большому счету, выборы
спикера – всего лишь нота в импровизационной политической композиции.
Композиции, исполняя которую, каждый из «музыкантов» борется за один из
трех вариантов ее разрешения – досрочные парламентские выборы, новая
коалиция, а точнее, любая коалиция, но без Тимошенко в правительстве,
или любой формат коалиции с премьером Тимошенко.
Вот главная причина, почему каждый
пытается сыграть эту ноту на разных инструментах, в обрамлении разных
аранжировок и в разных тональностях.
Любой вариант + Тимошенко
Здесь БЮТ предлагает старую песню о
главном, но на новый лад. А именно – под видом выборов спикера
проталкивается новый формат коалиции с участием Блока Литвина –
вариант, который уже звучал в сентябре.
Кроме того, стоит обратить внимание,
что простое избрание Литвина спикером голосами БЮТ, БЛ и НУ-НС
автоматически не означает создание именно такой коалиции. Вспомним, как
в 2002-м Литвин сразу же после избрания заявил, что считает себя
председателем всего парламента. Тогда он постарался построить
самостоятельные отношения с каждой фракцией, каждым крупным акционером
депутатских голосов и другими неформальными группами влияния в
парламенте. То есть, не позволил сделать себя заложником руководимого
из Администрации Президента большинства и заблокировал все попытки,
когда каждый новый формат коалиции стал бы требовать замены спикера на
более близкую для себя кандидатуру.
Именно с целью привязать Литвина к
желаемому формату большинства и прозвучала инициатива Тимошенко
выделить в составе Кабмина представителям Блока несколько министерских
постов – как минимум, были озвучены 3 из них (заметьте, из своей
квоты!). Проблема заключается в том, что одних только голосов БЮТ (156)
и БЛ (20) для решения этой задачи недостаточно. Загвоздка заключается
во фракции НУ-НС – предложения Анатолия Матвиенко и Ксении Ляпиной
вернуть назад Яценюка говорят о том, что точки соприкосновения с
пропрезидентской силой не найдены.
И причин тому несколько. Главная из
которых – такой состав коалиции означает сохранение во главе Кабмина
Юлии Тимошенко, что идет вразрез с генеральной линией на отставку леди
Ю. Момент второй – сегодня БЮТ выделяет 3 министерских кресла для
Литвина из своей квоты, но нужно понимать, что как только спадет
напряжение, бютовцы сразу же компенсируют недостаток за счет квоты
«нашеукраинцев». Дополнительный минус в этой ситуации - «засветившиеся»
усилия Тимошенко по смещению с поста главы фракции НУ-НС Вячеслава
Кириленко. А количество бютовских сателлитов внутри фракции не
дотягивает до необходимых 37 голосов.
Любой вариант без Тимошенко
Примерно тот же клубок проблем
сформировался вокруг кандидатур Александра Лавриновича (Партия
регионов) и Ивана Плюща (НУ-НС), как впрочем, и любого другого депутата
с пропиской в этих фракциях.
Для сценария, когда обе фракции
избирают спикера, а потом формируют коалицию или голосуют за выделение
денег на выборы, даже в идеале (72 + 175) не хватает голосов. В
реальности нет большинства в «Нашей Украине», не все просто и в Партии
регионов. Добавим к этому имиджевые издержки из-за объединения со
вчерашними оппонентами. Здесь привлечение коммунистов или народников –
не только способ заручиться необходимыми голосами, но и сохранить лицо
– третий участник поможет размыть картинку НУ-НС+ПР.
Но… Коммунисты уже дали понять, что на
вариант Лавриновича или Плюща не идут – в подтверждение чего выдвинули
заведомо неприемлемую кандидатуру Адама Мартынюка. Вариант, когда
НУ-НС+ПР+КПУ голосуют за кандидатуру Мартынюка – имиджевое поражение
«нашеукраинцев», да и «регионалов». Если же вместо коммунистов привлечь
Литвина, то получаем те же проблемы - сначала придется сильно поскрести
по сусекам в НУ-НС, чтобы найти в темной комнате 37 голосов, которых
нет. Затем - заинтересовать Литвина в сценарии «спикер Литвин –
голосование за финансирование выборов – досрочные выборы». Что тем
более тяжело, потому как заинтересовать досрочными выборами
действующего руководителя ВР с четырьмя годами кресла впереди
невозможно.
Вариант провокационный
Тасовать колоду из парламентских
фракций и внутренних раскладов можно до бесконечности. Здесь может быть
и вариант БЮТ + Партия регионов, когда ситуация фактически возвращается
к началу сентября. В этом случае не настолько важно, кто становится
спикером, а кто премьером – важно то, что разрушается электоральное
поле «оранжевые» - «бело-голубые», то есть базис политической поддержки
и Тимошенко, и Партии регионов. Но общий знаменатель один: голосование
за кандидатуру спикера – не просто минимальные 226 за одну из
кандидатур. Для каждого из участников это в первую очередь выбор одного
из вариантов развития ситуации.
То есть, БЮТ рассматривает выборы
спикера как первый шаг к увеличению участников коалиции БЮТ+НУ-НС и
сохранению Тимошенко во главе Кабмина, а ПР и НУ-НС – наоборот,
необходимое условия для досрочных выборов или коалиции без премьера
Тимошенко.
Каждая из сторон могла бы заручиться
голосами отдельных депутатов из других фракций – за счет «вражеских»
бюллетеней в свое время избирали и Ткаченко, и Литвина – но этот
вариант заблокировало решение о голосовании карточками. А карточки в
таких фракциях, как БЮТ и ПР будут выдаваться депутатам на руки только
при железной гарантии именно своего варианта и спикера, и коалиции, и
политического сценария. И до тех пор, пока минимум две фракции,
насчитывающие вместе минимум 226 голосов, не определятся с дальнейшим
развитием ситуации, говорить о новом директоре парламента не стоит.
|