В
редакцию «ЭИ» поступило несколько жалоб от читателей на якобы
неправомерные действия сотрудников кредитных отделов некоторых банков.
Суть претензий состояла в том, что банкиры не разрешали потенциальным
заемщикам — физическим лицам, знакомиться с текстами кредитных
договоров вне банка. «ЭИ» провели небольшое исследование, и выяснилось:
таки да, многие не разрешают, ссылаясь на законодательство. Но,
формально выполняя требования закона, банкиры ущемляют права
потребителей банковских услуг, лишая их возможности делать осознанный
выбор.
В поисках доверия Чтобы разобраться,
корреспондент «ЭИ», отправилась по банкам изучать условия кредитования
на покупку жилья. В результате телефонных переговоров в
Райффайзенбанке, Международном ипотечном банке и Укрпромбанке тексты
кредитных договоров удалось получить по e-mail без проблем. В
Правэкс-Банке пообещали выдать проект кредитного договора на руки
только после личной встречи с начальником кредитного отдела филиала.
Телефонный звонок в «Аваль» был менее удачным. «С такими запросами Вам
надо подходить только к нам в офис. Разбрасываться информацией мы не
имеем права, — иронично ответила кредитный менеджер. — Вы придете и
почитаете у нас любой оформленный кредитный договор. Но на руки его не
получите».
В Укрсоцбанке молодой человек настойчиво уговаривал корреспондента
«ЭИ» отказаться от затеи получить кредитный договор по электронной
почте: «Выслать? Ну, зачем Вы будете тратить свое драгоценное время и
утруждать себя чтением документа? Он такой объемный... Что Вам может
дать типовая текстовка? Вы там ничего ТАКОГО не увидите».
В Ощадбанке сотрудница отделения выдала тексты всех требуемых документов: — Все? — коротко спросила она. —
Угу, — только и смогла кивнуть головой. Покинув помещение, первым делом
принялась победно осматривать трофей: мне вручили «козу» договора, с
указанием реквизитов какогото заемщика!
В Укринбанке молодой начальник кредитного отдела держался стойко,
проявляя комсомольскую бдительность. «Что? По банкам ходите? Информацию
собираете»? — с подозрительностьюспросил он. Объяснений, что муж хотел
бы посмотреть договор дома, он не дослушал и, побагровев от
негодования, изрек: «Вон люди носки покупают, на рассматривание каждой
зацепочки время тратят, а Ваш муж не может выделить время на покупку
квартиры!..».
В ПриватБанке общение с кредитным менеджером прошло довольно
«гладко». Милая девушка вполне спокойно отреагировала на просьбу взять
с собой кредитный договор: «Дать «на вынос» не могу — существует запрет
начальства, сама не знаю почему. Вы можете сейчас присесть в уголке на
диване и ознакомиться с документом»,— любезно предложила менеджер. — А диван-то из комнаты не видно, вдруг сбегу? — попыталась пошутить автор. — Будем догонять! Не сомневайтесь, — послышался решительный ответ. Общение
с кредитными менеджерами в филиалах банков «Хрещатик» и «Финансы и
Кредит» прошло результативно — договора выдали без лишних вопросов. В
банке «Надра» удивили рациональностью. Сотрудник кредитного отдела,
потрясая перед носом автора тремя листочками кредитного договора,
произнес: «Каждому дай, что тогда нам останется? А экономия?» Увидев в
глазах корреспондента недоумение, виновато признался, дескать,
существует запрет начальства.
Председатель УАП Олег Самчишин: «О какой осознанности может идти речь, когда человек берет кре-дит, находясь, по сути, в состоянии стресса!»
Кредитный менеджер Кредитпромбанка любезно встретила клиента в…
вестибюле: «Там (в кабинете. — Авт.) «оформляют» клиента. Хотите
взглянуть на кредитный договор? Вообще это секретный материал. Вот в
головном офисе текст есть, да зачем Вам кредитный договор? У меня
клиенты подписывают их, не глядя. У нас в договоре все в порядке. Там
где хотят «подставить» — сразу видно!». Затем последовал рассказ о
банке-конкуренте, где, по мнению менеджера Кредитпромбанка,
подставляют. Но заполучить от собеседницы требуемый документ так и не
удалось. На «закуску» попалось отделение УкрСиббанка. На вопрос,
можно ли взять договор с собой, кредитный менеджер покачала головой:
«Нет, что Вы! Согласно трудовому договору я не имею права
способствовать разглашению конфиденциальной информации. Вы можете
ознакомиться с договором, не выходя за пределы офиса».
Когда прав клиент? За разъяснениями о том,
правомерно ли подобное поведение, «ЭИ» обратились к банкирам, юристам и
«правозащитникам» потребителей. Управляющий Киевской областной дирекции
АКБ «Укрсоцбанк» Андрей Онистрат утверждает, что у них в банке
существует более 10 стандартных кредитных продуктов, для каждого из
которых разработан отдельный типовой договор, поэтому размещать их все
на сайте физически сложно. «Мы не ограничиваем время для ознакомления с
договором: по желанию, человек может потратить на это час или даже весь
день. Нередки случаи, когда банк по просьбе клиента переносит дату
подписания договора, чтобы человек мог тщательно изучить документы и
внести коррективы», — уверяет г-н Онистрат. В других банках начальники
кредитных департаментов и управлений открещивались от корреспондента
«ЭИ», мол, таков порядок, не хотим, чтобы внутреннюю информацию
использовали в своей деятельности конкуренты. «Клиенту не нравится —
пускай уходит», — заявила «кредитный» начальник одного из банков.
Как объяснил адвокат Юрий Забияка, сотрудник адвокатской фирмы
«Грамацкий и партнеры», такое поведение банкиров вполне соответствует
законодательству. «Формальных нарушений закона нет. Банк, опираясь на
ст. 30 Закона «Об информации», самостоятельно определяет, какая
информация и в каком порядке подлежит разглашению. Поэтому банкиры
вправе сами устанавливать порядок ознакомления потребителя с услугой, в
том числе и кредитной, но при условии, что такой порядок не
противоречит ст.18 Закона «О защите прав потребителей» и обеспечивает
возможность потребителя ознакомиться с информацией о предлагаемой
услуге. Ситуация с отказом о выдаче проекта кредитного договора конечно
же ненормальна. На мой взгляд, не совсем корректно так поступать с
клиентами, потребителями банковских услуг»,— подытожил адвокат.
Противоположной точки зрения придерживаются в Украинской ассоциации
потребителей (УАП). Председатель УАП Олег Самчишин высказался довольно
резко. «Отказ выдать к ознакомлению кредитный договор вне стен банка не
правомерен. В п.1 ст.18 Закона «О защите прав потребителей» четко
говорится о том, что «потребитель имеет право на получение необходимой,
доступной … информации об … услугах,что обеспечивает возможность их
осознанного и компетентного выбора». О какой осознанности может идти
речь, когда человек берет кредит, находясь, по сути, в состоянии
стресса! Это все равно, что дать вам Талмуд и через пять минут
спросить, согласны ли вы с его содержанием. Подобная ситуация в мировой
практике носит название «несправедливые условия для потребителей»,—
негодовал г-н Самчишин. По его словам, существует Директива Совета ЕС
93/13 от 5.04.93 «О несправедливых условиях для потребителей в
контрактах», в которой указаны механизмы урегулирования подобных
ситуаций. В Украине она, к сожалению, пока не принята. «Даже если
человек заключил договор, то, опираясь на ст.21 Закона «О защите прав
потребителей», юридически можно доказать, что он подписал договор в
условиях, которые исключали возможность детального ознакомления с его
положениями, учитывая, что документ длинный и требует наличия
специальных знаний», — заявил правозащитник. «ЭИ», к сожалению, не
известны случаи подобных судебных разбирательств.
|